Блоги

Когда «двинется» налог на недвижимость?

Разговоры о необходимости введения налога на недвижимость, который  должен заменить собой два ныне действующих налога: налог на имущество физических лиц и земельный налог - ведутся давно. Помимо снижения операционных расходов, связанных с устранением двойного администрирования при взимании этих налогов,  сами поступления в местные бюджеты должны возрасти из-за привязки обоих объектов к кадастровой цене. В отличие от инвентаризационной стоимости эта стоимость должна стать  максимально приближенной к рыночной, а значит,  в большинстве случаев, увеличить доходы региональных бюджетов.
 
Но, похоже, изначальным планам Правительства по введению этого налога с 01 января 2014 года на территории РФ  не суждено было сбыться.

По данным ПРАЙМ, 18 октября 2013 года замглавы Минфина России Сергей Шаталов сообщил журналистам о смещении сроков введения налога на недвижимость для физических лиц ещё на один год. В качестве предельного срока для введения налога им был обозначен 2020 год.

И причин тому много…

Прежде всего остаётся незавершённой работа по кадастровому учёту объектов недвижимости, а налог может быть  введён только при условии утверждения кадастровой оценки объектов  на уровне субъектов РФ.

Первоначально Росреестр обещал закончить эту работу к концу 2012 года, притом  что в сентябре 2012 года недооцененными оставались  50 регионов из 83. По оценке специалистов, высказанной ещё в прошлом году, формирование када­стра при самом оптимистичном прогнозе могло  быть выполнено к началу 2015 года, а для создания полноценного кадастра в общей сложности потребуется не менее пяти лет.

Определённую роль в этом вопросе играет необходимость значительных средств для завершения формирования кадастра и проведения оценки. Однако при этом на фоне дефицита средств на проведение массовой оценки имущества вскрываются факты хищения значительных сумм из федеральной целевой программы по созданию системы государственного кадастра недвижимости.  

Так, по данным Счетной палаты РФ, из 42,3 млрд. рублей израсходованных государством в рамках этой программы 23,9 млрд. рублей – это многочисленные финансовые нарушения  и нецелевое использование денежных средств.

Уместно вспомнить и уголовное дело в отношении бывшего замруководителя Росреестра, курировавшего её исполнение, а в настоящее время покинувшего страну.

В этой связи было бы интересно соотнести экономический эффект от введения налога с потерями на пути к его принятию.

Пока же,  согласно выводам Счетной палаты,  свыше 30% всех прав на недвижимое имущество остаются не синхронизированными с Единым государственным реестром правообладателей (ЕГРП), а в учёте сохраняются многочисленные ошибки в сведениях об объектах капитального строительства.

Введение в такой ситуации налога, который должен затронуть самые широкие и, во многом, социально незащищённые слои населения,  было бы безрассудством. Да и ФНС России могла бы оказаться передовым краем, принимающим весь удар «народного гнева» на себя без каких-нибудь полномочий по самостоятельному решению проблем. А в результате - отрицательный экономический результат налогового администрирования и повышение социального напряжения.  

 Пока же Минфин России рекомендует налоговым органам пользоваться инвентаризационной стоимостью имущества для расчёта налога на имущество физических лиц (см. Письмо Минфина РФ от 6 августа 2013 г. N 03-05-04-01/31566).  Инвентаризационная стоимость ввиду своей малости практически не порождает споров в вопросах налогообложения.

Нет пока единого понимания в правительстве и относительно ставок будущего налога с учётом региональных особенностей. Слишком различные условия жизни людей по субъектам РФ. Планируемые же на сегодня ставки налога остаются ниже европейских стандартов налогообложения имущества.

Нельзя не учитывать и порядок введения в действие новых налогов, установленный п.1 ст.5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым новое законодательство должно быть принято и опубликовано не позднее ноября предшествующего года, что до 2014 года уже вообще нереально.

При введении налога на недвижимость самым серьезным риском для граждан будет существенное увеличение налогового бремени  по объектам, ранее учитываемым по инвентаризационной (заниженной) стоимости.  Здесь нельзя не учитывать фактическую способность некоторых слоев населения к уплате таких налогов, которая должна отразиться в перечне  льгот по налогу.

Кроме того, изменение налогового бремени может повлиять на стратегию приобретения и использования объектов недвижимости на рынке – люди могут начать избавляться от недвижимости, которую не в состоянии «содержать», могут измениться цены на сдаваемое в пользование жилье и иные объекты. Хотя отчасти обоснованным выглядит и мнение ряда экспертов,  что при отсутствии иных надёжных способов сохранения накоплений гражданами в России   введение нового налога существенно не изменит приоритеты в сторону вложений в недвижимость.

Недостаточная организация процесса формирования кадастра объектов недвижимости  в регионах уже сегодня имеет отрицательные последствия: имеют место многочисленные факты искажения и потери информации и документов, подлежащих передаче из органов технической инвентаризации в кадастр. Это вызвано как сложностями самой технической процедуры, так и нестыковками форматов данных, откровенной халатностью сотрудников, допускающих потерю данных, и другими «неуважительными» причинами. В результате срываются сделки, у собственников возникают дополнительные организационные и финансовые потери, особенно у предпринимателей.

В целом же это может повлечь новую череду исков в суды по оспариванию кадастровой оценки, действий государственных органов и имущественных споров.

Остаётся надеяться, что правительство и законодатели в дальнейшем не сделают резких непродуманных и неподготовленных шагов в данном социально значимом вопросе.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь