Об изменениях в налоговой системе Нижегородской области и теневом бизнесе рассказал в интервью руководитель Управления ФНС России
по Нижегородской области Владимир Германович Шелепов.

shelepov2.jpg

- Говорят, что рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. Эту пословицу, на мой взгляд, можно отнести и к налогоплательщикам. Какова обстановка с налоговой миграцией в Нижегородской области?

- Сегодня в регионе существенно уменьшилось количество «мигрантов». Этому способствовали изменения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, вступившие в силу с января 2016 года. Изменения направлены на недопущение регистрации организаций на подставных лиц, фиктивной смены руководителей и участников юридических лиц, указания недостоверного адреса юридического лица, в том числе при изменении таких сведений.

При этом права заявителей при регистрации сбалансированы таким образом, что бы обеспечение достоверности сведений ЕГРЮЛ не стало бременем для добросовестных участников гражданского оборота. В то же время недобросовестные налогоплательщики, злоупотребляющие гражданско-правовыми механизмами для неправомерного уменьшения налогового бремени, лишаются конкурентных преимуществ.

Лица, бросившие свои компании, не погасив задолженность перед бюджетом, не смогут участвовать или выступать в качестве органа управления в новых организациях в течение трех лет.

Помимо уменьшения количества «мигрантов» изменилась структура миграционных потоков. Так, за 1 квартал 2016 года количество юридических лиц, покинувших нашу область, в 2,5 раза превысило число организаций, прибывших в регион.

Причиной этому служат результаты качественного налогового контроля, благодаря которому удается своевременно пресекать миграцию на территорию региона «сомнительных» юридических лиц, а также не «выпускать» без проведения соответствующих контрольных мероприятий из региона организации, имеющие признаки фирм-транзитчиков.

- На ежегодной прямой линии Президенту был задан вопрос об административном давлении на бизнес. Какие меры принимает ФНС России по снижению такого давления на бизнес?

- С целью сокращения нагрузки на бизнес Налоговая служба перешла на риск-ориентированный подход к определению налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Если раньше мы были обязаны проверить в год каждого третьего налогоплательщика, то теперь проверяем не более 1% плательщиков в год.

Налоговой службой был предпринят беспрецедентный шаг – на Интернет-сайте Федеральной налоговой службы опубликованы 12 критериев оценки рисков ведения налогоплательщиками бизнеса, по которым налоговые органы определяют «кандидатов» на выездные проверки, что значительно повысило их эффективность.

Такой риск-ориентированный подход позволяет отойти от контроля всех налогоплательщиков и сосредоточить внимание на компаниях, которые однозначно являются нарушителями или потенциальными нарушителями. Точечный выбор объектов для налогового контроля, основанный на глубоком предпроверочном анализе, позволяет нам сконцентрировать свои усилия в зоне наибольшего налогового риска.

- В последнее время все чаще поднимаются вопросы работы налоговых органов с фирмами – однодневками, борьба с незаконным возмещением НДС. Что делает Управление по этому направлению?

- Сегодня проблема незаконного возмещения НДС очень актуальна. Для ее решения запущена в эксплуатацию автоматизированная система, так называемая «АСК НДС-2». Внедрение системы «АСК НДС-2» в эксплуатацию обеспечивает 100-процентный контроль всех операций, облагаемых НДС. Данная система позволяет отслеживать все транзакции по налогу на добавленную стоимость. Новая система контроля введена в действие, чтобы исключить незаконное получение налогоплательщиками налогового вычета, в том числе и для борьбы с фирмами-"однодневками".

Так, по итогам работы за 1 квартал 2016 года, сумма налога на добавленную стоимость к возмещению, признанная по результатам проверок необоснованной в 2 раза выше показателя аналогичного периода прошлого года.

Налоговыми органами под контролем Управления проводится оценка рисков деятельности налогоплательщиков Нижегородской области, выявляются «теневые» финансовые площадки, устанавливаются конкретные организации, являющиеся фактическими выгодоприобретателями.

В работе по выявлению недобросовестных налогоплательщиков приоритетное внимание уделено выявлению операций, связанных с «обналичиванием» денежных средств.

Налоговые органы работают в данном направлении в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами. Проводятся согласованные и скоординированные мероприятия с целью выявления и пресечения деятельности организаций, обладающих признаками «недобросовестных».

В результате своевременного принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств на расчетных счетах организаций, в отношении которых имеется информация о конкретных фактах совершения сомнительных финансовых операций, приостановлена незаконная деятельность нескольких обнальных площадок на территории Нижегородской области.

- Вы приступили к работе в Нижегородской области в июле 2015 года. Что-то изменилось за прошедший период?

- Ответственный подход сотрудников налоговых органов, наличие нового программного обеспечения, оптимизация организационной структуры позволили существенно улучшить результаты контрольной работы.

По результатам контрольной работы на 40 % увеличились взыскания, на 24% снизилась сумма возмещения НДС из бюджета. Эффективность проверок, осуществляемых налоговыми органами, увеличилась в 3 раза. При этом количество проведенных проверок по сравнению с прошлым годом снизилось.

По результатам работы Нижегородской области в 1 квартале 2016 года вышла на 1 место в Приволжском федеральном округе.

Вместе с тем, необходимо также отметить, более ответственное отношение налогоплательщиков региона к исполнению своих обязанностей по уплате налогов.

Все это позволило в условиях сложной экономической ситуации обеспечить положительную динамику по поступлениям налогов на территории Нижегородской области.

- Увеличилось число налогоплательщиков, которые выражают свою обеспокоенность ужесточением, на их взгляд, законодательства и работы самих налоговых органов. Как Вы прокомментируете такую позицию налогоплательщиков? Правы ли они?

- Конечно, изменение законодательства и наше принципиальное отношение к контрольной работе не остается без внимания налогоплательщиков. Добросовестным налогоплательщикам беспокоиться не о чем, обеспокоенность возросла только у недобросовестных налогоплательщиков, которые раньше из-за пробелов налогового законодательства, отсутствия современных программно-технических средств налогового контроля чувствовали себя свободно.

Сегодня система налогового контроля выстроена таким образом, что добросовестные налогоплательщики имеют преференции в части налоговых проверок, а налогоплательщикам, которые уводят свой бизнес в «тень», уделяется повышенное внимание. Налоговые органы Нижегородской области и дальше продолжат работу в этом направлении, что позволит создать в регионе благоприятную среду для развития и ведения «прозрачного» бизнеса.