Очередное заседание «Нижегородского эксперт-клуба» было посвящено перспективам развития в Нижнем Новгороде малого бизнеса, сообщает пресс-служба «МС Холдинга».

Все участники «круглого стола» высоко оценили значимость малого бизнеса для экономики региона, отметив при этом, что порядка 40% малого бизнеса приходится на сферу мелкорозничной торговли, которая, в свою очередь, является «двигателем любого бизнеса», позволяя предпринимателю сравнительно быстро заработать и вкладывать капитал в развитие других отраслей – к примеру, в инновации или производство.

Мелкорозничная торговля даёт не только рабочие места, но и является важнейшим звеном экономической цепочки, позволяя развиваться местному производителю.

«Ставя в жёсткие условия выживания предпринимателей, занятых в мелкой рознице, власть забывает про малый бизнес в сфере производства, который изготовляет хлеб, полуфабрикаты, поставляет сельхозпродукцию и реализует её, в первую очередь, через частных предпринимателей, так как вход в крупные торговые сети местным производителям зачастую по-прежнему затруднён или закрыт. И если мы завтра сократим мелку розницу, не возникнет ли у «сетей» возможность не конкурировать, а устанавливать цены? Крупных ритейлеров довольно мало, им между собой договориться просто. И тогда нас ожидает продовольственный коллапс», — уверена предприниматель Елена Власова.

Основная проблема заключается в том, что законодательство в сфере мелкой розницы меняется слишком часто, и предприниматели просто не успевают адаптироваться.
«Каждый из нас обошёл все инстанции: от департамента экономики до конкретных чиновников. Но мы по-прежнему не можем получить внятных ответов от представителей власти относительно перспектив развития мелкой розницы: какова стратегия, что будет через 3 – 5 лет? Невозможно жить и вести бизнес, не понимая, что будет завтра», – говорит исполнительный директор Ассоциации предпринимателей Московского района Нижнего Новгорода Роман Амбарцумян.

В подтверждение своих слов участники «круглого стола» привели в пример работу над новой концепцией наружной рекламы. Данный документ проходит многократные согласования, в том числе через городскую думу. В то время, как мелкая розница, в которой заняты значительно большее количество предпринимателей, регулируется исключительно  постановлениями и распоряжениями «сверху», без непосредственного обсуждения новых правил с представителями профессионального сообщества.

При этом надо понимать, что в структуре розничного бизнеса присутствует как малый бизнес, так и крупные торговые сети. Отношения между ними регламентируются федеральным законодательством. Но законодательные нормы зачастую такие, что розничная торговля для малого бизнеса становится нерентабельной. Эксперты связывают это с жёстким лоббированием интересов крупных ритейлеров в Государственной Думе, среди депутатов которой много «сетевиков».

Впрочем, несмотря на критику в адрес представителей власти, эксперты отмечают, что в новой схеме работы с мелкой розницей, предложенной городской администрацией, есть много рациональных зёрен. В частности, она позволит пополнить и упорядочить городскую казну – 90% ЕНВД остаётся в местном бюджете.

«Каждый вопрос, тут прозвучавший, достоин отдельного круглого стола и отдельного обсуждения. Мы сможем перейти к конструктивному диалогу, когда речь идёт не об отдельно взятом киоске, хотя и он является важным в жизни отдельно взятого предпринимателя. А когда мы с помощью предпринимательского сообщества правильно сформулируем какие-то предложения по изменению законодательной базы не только муниципального, но и регионального уровня, а, возможно, и выйдем с законодательной инициативой по изменению федерального закона о торговле. Необходимо консолидировать усилия бизнеса и власти», — считает начальник управления туризма, потребительского рынка и услуг (министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области) Надежда Солдатова.

«Власти тоже заботятся о том, каким образом урегулировать отношения, чтобы предпринимательство успешно развивалось. В Нижегородской области 35% экономически активного населения заняты предпринимательской деятельностью. И это, без сомнения, является главным фактором, подтверждающим приоритетность развития малого бизнеса для региональных и муниципальных властей»,— заявляет Надежда Солдатова.

Подводя итоги, руководитель информационно-аналитического центра «МС Холдинг», координатор «Нижегородского эксперт-клуба» Дмитрий Раскопин с сожалением отметил, что на заседании не присутствовали представители департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства городской администрации: «С Олегом Кондрашовым мы договаривались в устной форме о том, что со стороны представителей администрации будет внимательное отношение к заседаниям эксперт-клуба. Люди собираются здесь не просто, чтобы поговорить, а вырабатывают некую повестку и руководство к действию для городской администрации».

«На будущее, коллеги, не стесняйтесь в выражениях, рассказывайте о том, что наболело, потому что наша цель – помогать чиновникам увидеть ситуацию с разных сторон, с учётом разных точек зрения», — подчеркнул Дмитрий Раскопин, обращаясь к участникам эксперт-клуба.