Туристический консалтинг входит в моду

Туристический консалтинг входит в моду
Фото: Елена Борматова
Ситуация в сфере туризма сегодня — это не катастрофа, считает заведующий кафедрой туризма и сервиса ННГАСУ Николай Гировка. Просто очередное ужесточение рынка. Вследствие чего самостоятельных туристов станет еще больше, а консультативный формат ведения туристического бизнеса может оказаться весьма популярным.
4.jpgНиколай Николаевич, ваш компетентный взгляд со стороны: как сказалось обмеление Волги на нашем туристическом бизнесе?

— Кто-то выиграл, а кто-то проиграл. Например, Городец — он, конечно, оказался в лучшей ситуации: все теплоходы останавливались там.

 И многие туристы, я уверен, наконец-то по достоинству и в полной мере оценили это интересное, красивое и ухоженное, профессионально созданное место.

 А Нижний, безусловно, проиграл: круизного потока нет — хорош он был или плох, но прежде он был.

А тут еще и обвал туроператоров…

— А почему вы называете это «обвалом»?

Какова же ваша формулировка происходящего?

— Обвал — это катастрофа, стихийное бедствие. Несомненно, для туристов, пострадавших в данной ситуации, произошла катастрофа: крах ожиданий, потеря денег и другие серьезные проблемы.

 Но с точки зрения всего бизнеса уход с рынка, даже такой нецивилизованный, нескольких операторов — что не так уж и много по сравнению с их общим числом! — еще не обвал. Это обычная реакция рынка на такие услуги, и подобное происходило в разных масштабах практически ежегодно. 

И причин здесь огромное количество, Как внешних (поменялась ситуация, условия, окружающая среда, отношение, взгляды), так и внутренних, которые, прежде всего, определяются деятельностью самих компаний: уровнем профессионализма, компетентности, информированностью людей, которые принимают решения. 

Я уверен, что зачастую эти люди не обладают полной информацией. Отсюда и ошибки, которые можно и нужно минимизировать. И эта тема мне как вузовскому работнику очень близка: мы пытаемся искать причины возникновения таких ситуаций и учить молодых людей делать шаги в туристическом бизнесе более осознанно, с просчетом всех факторов и последствий.

 И здесь важно не только бизнес-планирование, но и ресурсная составляющая, человеческий фактор, отраслевое взаимодействие и прочие вещи.

Постыдно уходит несколько операторов, а тень ложится на весь турбизнес. Люди, причем как туристы, так и турагенты, не знают, кому можно доверять!

— Зато турист становится более грамотным, компетентным, требовательным — и именно этим определяется его решение о сотрудничестве с той или иной компанией. За прошедшие пятнадцать-двадцать лет те, кто путешествовал, открыли для себя мир, и сейчас каждая туристическая фирма должна понимать, что она фактически может превращаться в некую консультативную компанию.

 Компанию, которая, идя впереди или приобретая свой опыт, будет только консультировать людей и этим поддерживать свою деятельность. И таких примеров уже немало, тем более что доля самостоятельных туристов у нас постоянно растет. 

Ведь всю технологическую цепочку от мечты о путешествии до ее реализации можно осуществить, пользуясь своим опытом, — если он есть, конечно. Кстати, на нашей кафедре в университете мы родили туристский клуб, в котором уже порядка полутора тысяч самодеятельных туристов, и мы регулярно набираем новичков и обучаем их абсолютно всему, что необходимо для самостоятельных путешествий. 

Насколько адекватна туристическая политика Нижегородской области и современной ситуации, и нашим достопримечательностям?

— Как и в большинстве российских регионов, в нашей области нет определенной туристической концепции и стратегии развития. 

У нас традиционно доминировал познавательный туризм, так называемая экскурсионка, ресурсом которой является богатейшее историко-культурное наследие, а также огромное количество ремесел и промыслов. 

Нижегородская область — лидер в России по числу ремесел, одних только типов которых 25–26! И эти направления — экскурсионка и ремесла — у нас активно эксплуатируются, поддерживаются и в какой-то степени развиваются государством. 

Но, на мой взгляд, чтобы более эффективно использовать наши ресурсы, необходимо развивать и другие туристические направления. К примеру, у нас практически отсутствуют крупные проекты по активному туризму. 

Достаточно сказать, что в нашей области, как и во всей России, нет ни одной «тропы» (к слову, у моих студентов есть идеи и наработки, которые могли бы помочь ее создать — и мы собираемся пойти в министерство поддержки малого предпринимательство с этим вопросом)! 

Тогда как почти вся Европа покрыта сетью туристических троп. Для статистики: американская тропа дает 47 тысяч долларов в год, европейские — 20–27 тысяч, и это ощутимые средства, позволяющие создавать рабочие места.

То есть тропа — это не просто туристический маршрут?

— Безусловно! Приведу простой пример тропы — Великая китайская стена. Тропа — огромная структура и система, в которую входят участки, характеризующиеся определенными свойствами, объектами, инфраструктурой и кадрами.

 Каждый участок оборудован домиками, экипировочными центрами, мастерскими, системой доступности, каждый участок имеет свои ресурсы — что он может дать и показать, — и турист сам определяет, откуда ему начать свое путешествие. 

Причем, в отличие от маршрута, тропа дает возможность для организации самых разных видов деятельности: оздоровительной, спортивной, познавательной; вы можете наблюдать за природой, животными и так далее. Вот вам одновременно концепция развития и инструмент.

Нужна ли реформация законодательства и органов управления в сфере туризма?

— Нужна. Существует множество нормативных законодательных вещей, которых у нас нет. Ключевое — это кадастр, правовое регулирование использования туристско-рекреационных ресурсов. А ведь именно на нем основана система налогов и сборов.

В целях реформации я бы еще непременно ввел систему постоянно действующих круглых столов и семинаров — обучающих, развивающих, проектирующих — причем проводимых специально для муниципальных специалистов, которые поставлены развивать туризм.



16 туркомпаний и 20 юрлиц ушли с туристи-ческого рынка РФ с июля по сентябрь 2014 года

35 туркомпаний ушли с рынка за последние 4 года

На 15% вырос объем внутреннего рынка в минувшем сезоне

На 20–25% сократился объем 
выездного туризма в минувшем сезоне

500 тыс. руб. — до этой суммы Ростуризм предлагает увеличить объем фингарантий 
для турагентов

По информации Ростуризма

05.jpg

05-2.jpg


(Нет голосов)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь