Кризис – время для расширения региональных контактов

Кризис – время для расширения региональных контактов
Фото: Вячеслав Сенников
Экономический кризис и санкции, помимо импортозамещения, создают предпосылки для расширения межрегиональных торгово-экономических связей. Продукцию мировых брендов необязательно покупать за рубежом, поскольку многие из них давно пришли в Россию, поставив свои производства в других регионах. Как бизнес может создавать товарные потоки внутри России?
Об этом на примере сотрудничества Нижегородской области и Республики Татарстан в сфере строительства говорили участники круглого стола, прошедшего в рамках выставки «Малоэтажное строительство-2015. Инвестиции. Технологии. Проекты. Энергоэффективность» 10 апреля.

Расширение межрегиональных контактов требует создания инфраструктуры для движения товарных потоков, которая, в свою очередь, должна побуждать регионы генерить собственные проекты.

Создание институтов и инфраструктуры

Республика Татарстан (РТ) имеет развитую технологичную экономику по нефтехимии, автомобильной промышленности, медицине и другим отраслям. Однако в последние годы драйвером ее роста была строительная индустрия. Связано это было с двумя большими событиями — празднованием 1000-летия Казани и проведением Универсиады в 2013 году. С завершением больших строек на рынке произошел спад, но качественно выросший потенциал производства было решено сохранить, экспортируя его в другие регионы России. Это возможно благодаря межправительственным соглашениям, работе с торговыми домами, торгово-экономическими представительствами, застройщиками. Продвижением продукции предприятий занимается Корпорация экспорта РТ. Она была создана в 1993 году, но, в отличие от корпораций развития других регионов, занимается не привлечением инвестиций, а продвижением продукции предприятий республики в другие регионы и другие страны, куда отдельным предприятиям самостоятельно никогда не выйти, рассказал первый заместитель гендиректора ОАО «Корпорация экспорта Республики Татарстан» Айдар Абдрахманов.

В Нижегородской области для межрегионального сотрудничества в 2014 году был создан торговый дом «Татарстан—Нижний Новгород» (ТД). «Когда мы создавали ТД, ориентировались прежде всего на экспортную политику Татарстана и в перспективе на экспортные возможности Нижегородской области, — рассказывает генеральный директор торгового дома Шамиль Мансуров. — Говоря об экспортной политике Республики Татарстан, стоит отметить, что она ведется в рамках стратегии, определившей восемь направлений деятельности, среди которых есть и строительная индустрия. За год существования ТД между регионами появилась принципиальная схема взаимоотношений: отсутствие наценки между товаропроизводителем и потребителем. То есть покупатель приобретает товар у поставщика с небольшой комиссией в 1–2,5%».

Пока ведущее направление в деятельности ТД — стройиндустрия. Определенные преференции были даны предприятиям РТ на участие в поставках для строительства поселка «Окский берег». В прошлом году проект открывал губернатор, приезжал вице-премьер Игорь Шувалов. Было сдано 35 тыс. кв. м многоквартирного жилья в трехэтажном исполнении. «Строить мы начали в 2014 году, и практика первого года строительства показала, что поставки предприятий РТ шли практически по всему спектру стройиндустрии. Это газобетонные блоки, утеплители, отделочные, кровельные материалы — пусть это были пробные поставки в небольшом объеме, — продолжает Шамиль Мансуров. — Кроме многоквартирного жилья, в этом проекте есть таунхаусы, а в этом году застройщик представляет подпроект «Городские усадьбы» — новый формат индивидуального жилья со всеми коммуникациями и земельным участком от 5 до 15 соток. Здесь мы тоже рассчитываем на предприятия РТ от производителей домокомплектов до остальных комплектующих».

Кроме институтов для продвижения продукции в регионы, нужна логистическая инфраструктура. В частности, «Татарстан—Нижний Новгород» сейчас подбирает площадку для создания склада. Скорее всего, она будет расположена на Южном обходе города. Это откроет новые возможности продвижения в другие регионы как для предприятий РТ, так и Нижегородской области.

Благодаря ТД в Нижегородской области появляется продукция, которая здесь не производится. «Мы договорились, что на нижегородский рынок корпорация экспорта не будет заходить с теми продуктами, ниши которых заняты местными производителями. Например, нижегородские предприятия создают конкурентоспособный продукт по кирпичу, но утеплителей у нас нет, поэтому мы его завозим», — комментирует Шамиль Мансуров.

Как создавать свои проекты

Генерации собственных проектов помогает анализ проблем и правильная работа с информацией, считают участники круглого стола. В строительной отрасли качество гарантируют «правильное проектирование, правильные материалы и кадровый вопрос — если что-то из этого будет плохо, то и общего результата не будет»,  — рассказывает Айдар Абдрахманов.

Если говорить о проблемах, то в строительной отрасли Нижегородской области большой пробел с кадрами. Между тем сфера образования может способствовать расширению межрегиональных связей и генерации новых проектов не хуже торговли и производства. «Второй год мы пытаемся создать на территории Нижегородской области ресурсный образовательный центр на базе одного из средних учебных заведений, — говорит Шамиль Мансуров. — На его базе мы хотим ввести новые специальности, которых в регионе нет, которые замещаются приезжими компаниями. Кроме этого, в регионе слабое обучение части рабочих специальностей, например каменщиков». Чтобы появлялись квалифицированные кадры, необходимы связки с товаропроизводителями, которые в ресурсном центре могли бы представлять возможности практического обучения, как, например, компания «Кнауф», создавшая центр по работе со своей продукцией. «Мы предлагаем участвовать в работе этого центра и другим регионам, которые через образование могут продвинуть свою продукцию. «Кнауф» — это федеральная система обучения, но, кроме нее, к нам сейчас идут предприятия из Чувашии, Московской области, которые ставят там практические классы. Получается связка: образовательное учреждение—производитель—работодатель», — рассказал Шамиль Мансуров.

«В ресурсном центре мы пытаемся создать направление по обслуживанию строительной техники, подтверждает начальник отдела развития строительного комплекса министерства строительства Нижегородской области Сергей Мигушов. На рынке много импортных машин, с которыми должен кто-то работать. Что касается отечественных компаний, то уже есть договор с компанией «Чедра» из Чебоксар. Кроме того, у нас есть идея создания образовательного консорциума на базе строительного техникума».

Что касается качественных комплектующих, то во время сложных рыночных отношений выигрывает та структура, которая обладает быстрой реакцией на внешние вызовы. «Для участия в нижегородской выставке Корпорация экспорта пригласила «Завод сложных профилей», — приводит пример Айдар Абдрахманов. — Известная в Татарстане, но не очень крупная компания строила дома, но однажды ее руководители поняли, что деревянная опалубка, которая широко используется в России, дает некачественный продукт — кривые стены. Тогда они задумались о других технологиях. Выяснили, что лидерами в производстве металлической опалубки являются немецкие и австрийские компании, но везти их продукцию из Европы экономически невыгодно — и они вложили свои деньги в завод, построенный с помощью немецких технологов. Это новая технология, которая еще не пришла в регионы России, но покупать ее за евро, особенно в кризис, уже не надо».

Правильно выстраивать систему работы с информацией важно не только на уровне отдельного предприятия, но и на уровне региона. О том, как это может быть, рассказал торгово-экономический представитель Республики Татарстан в Нижегородской области Айрат Усаманов. «В РТ был сделан анализ закупок, которые проводили предприятия с республиканским участием. На каждую закупку ставились метки. Зеленая — если закуплена продукция с наименьшей ценой у производителя РТ, желтая — по наименьшей цене, но у нерезидента РТ, красная — по высокой цене и у нерезидента РТ. Красная метка — с одной стороны, это проверка на элемент коррупции, с другой — сигнал республиканским производителям, на что обратить внимание. Анализ показал, что в РТ не производились гвозди и сухие строительные смеси. Теперь они производятся».

8–10 апреля в Нижнем Новгороде проходила 7-я специализированная выставка «Малоэтажное строительство-2015. Инвестиции. Проекты. Технологии. Энергоэффективность», организованная министерством строительства Нижегородской области, Федеральным фондом РЖС, НОСТРОЙ, НП «Нижегородская ассоциация малоэтажного строительства».

Свои экспозиции на территории Дворца спорта выставили 80 компаний, среди которых производители стройматериалов из регионов России, нижегородские застройщики, образовательные учреждения, информационные партнеры. Впервые в истории выставки в ней приняли участие предприятия Татарстана.

В рамках конференции прошли круглые столы при участии федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти и компаний из других регионов ПФО. На них обсуждались перспективы межрегиональных связей в области строительства, проблемы, с которыми столкнулся сектор малоэтажного домостроения в кризис, плюсы и минусы жизни за городом.

Для популяризации строительных профессий проводился конкурс строительного мастерства «Строймастер-2015», организованный Национальным объединением строителей. В нем приняли участие представители Марий-Эл, Башкортостана, Татарстана, Оренбургской и Нижегородской областей, Удмуртии и других регионов ПФО. Конкурс проводился в номинации «Лучший штукатур». Первое место заняла команда Марий-Эл, второе — из Оренбургской области, третье — из Республики Татарстан.

ЖК «Окский берег» проводил консультации по программе «Жилье для российской семьи».

Организаторы отмечают большое количество посетителей на выставке, по сравнению с выставками прошлых лет.

2-0.jpg

2-2.jpg

2-3.jpg

3-1.jpg

3-2.jpg

Фото Вячеслава СЕННИКОВА

(Нет голосов)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь