Три года свободы?

Три года свободы?
Президент Владимир Путин подписал закон, меняющий режим взаимодействия власти и малого бизнеса.
Большинство  обратили внимание на введение трехлетнего моратория на плановые проверки МСБ. Но это — не единственная новелла. Хотя, возможно, самая важная.
Официально Путин подписал ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», подготовленный Минэкономразвития. Ранее закон был принят Госдумой (1 июля 2015 года) и Советом Федерации (8 июля 2015 года). Теперь он вступает в силу.

Итак, на ближайшие три года вводится запрет на плановые проверки малого бизнеса. Мораторий действует с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Данный закон коснется только тех предприятий, которые за последние три года не лишались лицензии, где не дисквалифицированы руководители и не вводилось административное приостановление деятельности. Запрет не распространяется на предприятия, плановые проверки которых могут проводиться два и более раз за три года. Речь идет о компаниях, занимающихся видами деятельности, предусмотренными Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Не подпадают под действие закона предприятия, деятельность которых потенциально угрожает жизни и здоровью граждан.

Послабление существенное, ведь, по данным Федерального правительства, на плановые проверки приходится примерно 40% всех проверок малого и среднего бизнеса. По словам тех, кто прошел такие проверки, — нервотрепка сильная, часто проверяющие ищут то — не знаю что, тормозят деятельность бизнеса, создают хаос в работе. Конечно, предприниматели — не ангелы божьи, пригляд за ними нужен, но от такого количества проверяющих недолго и голове кругом пойти. Да и в неофициальных беседах бизнесмены говорят о большой коррупциогенности подобных проверок. Так ли это — бог весть.
Словом, новация — во всех смыслах слова полезная. Те же, кто видит в новом порядке работы слишком большую свободу для предпринимателей и возможность для них увиливать, могут спать спокойно. «Плановые проверки — это как искать не там, где потерял, а где светло», — делится на условиях анонимности предприниматель, пришедший в бизнес еще в девяностые годы и продолжающий им заниматься. То есть приходят, в основном, к тем, кто и так не в тени, кто проходит по всем базам данных и давно в деле. «Однодневки» плановыми проверками не выявить. Да и нет такой задачи, это работа других властных структур.

Словом, никакого вреда, кроме пользы, от моратория не предвидится.

А вот другая новелла, как-то незаметно ушедшая на периферию внимания, — это наделение местных властей правом устанавливать виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим, налоговые ставки и льготы, а также ограничения на переход к такому режиму и его применение.

ЕНВД устанавливается на уровне 15% величины вмененного дохода. При этом местным властям предоставлено право устанавливать ставку единого налога в пределах 7,5–15%. 

Регионы могут устанавливать налоговые ставки в пределах от 1 до 6% для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в зависимости от категории налогоплательщиков и видов осуществляемой ими предпринимательской деятельности. В Крыму и Севастополе налоговая ставка может быть уменьшена с 4 до 1%, согласно закону. Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению и применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения, регионы вправе устанавливать нулевую ставку налога.

Кроме того, закон расширяет с 47 до 63 число видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на патентную систему налогообложения. Среди них — производство молочной продукции, товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство, уход за престарелыми и инвалидами, ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования, выращивание рассады овощных культур и семян трав.

Вот тут надо бы повнимательнее присмотреться к практике внедрения закона в жизнь. Налоги, как известно, неизбежный спутник деловой активности и существенным образом влияют на нее. А еще — на пополнение бюджетов, весьма похудевших и с 2008 года, и с прошлого года — тоже. Тут важен баланс интересов субъектов хозяйственной деятельности и территории. Заметим, регионам дано право, а не вменена обязанность. А правом можно воспользоваться, а можно — нет. И от мудрости и дальновидности региональной власти зависит, будет ли введен спецналоговый режим. Думаю, предприниматели Нижегородской области «держат кулаки»  относительно введения новых налоговых ставок. Да, вероятно, можно прогнозировать массовый переход на «упрощенку» тех бизнесов, что еще не находятся в этом режиме. Так, на всякий случай. Чтобы подпадать и соответствовать. Или на патент. 

Так что принесет новый порядок? Опрошенные автором предприниматели уверены — хуже не будет. Важен переходный период, когда «устаканивается» практика применения закона, а дальше малые предприниматели готовы гибко отреагировать на нововведения. Мало, что ли, они их видели! 

Представители госорганов менее оптимистичны, хотя говорят, что осуществлять администрирование и надзор за малым бизнесом теперь будет проще и легче. Что уже немало. А то барьеров развелось — не протолкнуться.


Организация и проведение плановых проверок
  • Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
  • Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
  • В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федераци.
  • Плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два и более раз в три года. Периодичность проведения плановых проверок в части соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • В отношении субъектов малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
  • О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Мнения представителей нижегородского бизнеса о введении моратория на проверки читайте в следующем номере «Биржи»


(Нет голосов)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь