Почему технопарк «Анкудиновка» неэффективен?

Почему технопарк «Анкудиновка» неэффективен?
Технопарки заставят побороться за финансирование из федерального бюджета
Нижегородская область по итогам 2012 года лишилась 92,2 млн руб. из федерального бюджета за отставание в строительстве технопарка «Анкудиновка». В настоящий момент из всей структуры ИТ-парка работает только бизнес-инкубатор. Здание бизнес-центра на Анкудиновском шоссе достроят только к концу 2013 года. По количеству компаний-резидентов и вырученным средствам мы пока уступаем Казани, Новосибирску и другим городам.
Межведомственная комиссия по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий в конце марта подвела итоги эффективности использования федеральных средств при реализации госпрограммы. Счетная палата РФ включила Нижегородскую область в число регионов, которые недостаточно эффективно освоили средства на строительство технопарков.

Денег дали много и поздно

По проекту парк информационных технологий «Анкудиновка» должен включать в себя несколько зон: деловую, рекреационную, торгово-развлекательную, а также жилье и социальную инфраструктуру. На сегодняшний день строится единственное здание бизнес-центра (выполняются монолитные бетонные работы), к нему подтянули кабельную линию, водовод, построили котельную. 
Первую очередь площадью около 4 тыс. кв. м планируют сдать в конце 2013—начале 2014 года. Общая площадь бизнес-центра с лабораториями составит 13 тыс. кв. м.

«Анкудиновка» участвует в государственной программе «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» с 2007 года. За все это время по сравнению с первоначальным бизнес-планом ни один показатель эффективности не был достигнут, средний уровень достижений — 10% (см. таблицу). На территории бизнес-инкубатора общей площадью 5400 кв. м  расположено 27 компаний-резидентов (467 рабочих мест), которые обеспечили совокупную выручку 434 925 тыс. руб. за 9 месяцев 2012 года. 

Исполнение целевых показателей ИТ-парка «Анкудиновка» (по бизнес-плану 2009 года)

Показатель2010 год2011 год2012 год
ПланФактПланФактПланФакт
Количество компаний-резидентов84111983035527
Число созданных рабочих мест5887319801223195433
Объем произведенной продукции и оказанных услуг компаниями-резидентами, тыс. руб. 27 5531 273 083130 0422 695 754434 925
Количество проектов технопарка840197035427

По данным Минкомсвязи РФ

В прошлом году объем финансирования «Анкудиновки» из федерального бюджета составил 335 000 тыс. руб. Из них было освоено 72%. Неиспользованный остаток федеральных средств 2012 года составил 92 231,3 тыс. руб. При этом график строительства нижегородского технопарка постоянно пересматривается, например, завершение строительства было перенесено с 2011 года на 2013-й. 

Комиссия Министерства связи и массовых коммуникаций РФ приняла решение вернуть неистраченные деньги в бюджет. Регионы, чья деятельность по итогам проверки Счетной палаты была признана недостаточно эффективной (кроме Нижегородской это Калужская, Кемеровская, Пензенская и Тюменская области), смогут представить заявки, чтобы принять участие в конкурсном распределении остающихся в программе средств в объеме 2715 млн руб. На конкурс также смогут подать заявки еще 25 регионов России, входящие в Перечень инновационных территориальных кластеров России. 

В правительстве Нижегородской области, объясняя причины неэффективного освоения бюджетных средств, сослались на поздно поступившее финансирование. Как пояснил заместитель министра инвестиционной политики Нижегородской области Андрей Гнеушев, субсидия поступила в регион в ноябре 2012 года, освоение средств по итогам финансового года составило больше 242 млн руб. Замминистра отметил, что Нижегородская область сможет участвовать в новом конкурсном распределении остающихся в программе средств. «Таким образом, регион сможет претендовать на большую сумму для строительства технопарка «Анкудиновка», — поделился оптимизмом Гнеушев. Правда, по условию выделения денег технопарк должен заполниться резидентами как минимум наполовину. Ведь критерием успешности технопарка станет не строительство новых площадей, а создание рабочих мест.

Шестой из десяти

Нижегородский технопарк на общероссийском фоне выглядит неплохо. Он второй год подряд занимает серединное место в рейтинге технопарков от Минкомсвязи РФ. В сентябре 2012 года директор Ассоциации технопарков России Андрей Шпиленко назвал Нижегородскую область лидером в сфере инноваций. При этом «отличникам» рейтинга «Анкудиновка» уступает и по количеству резидентов, и по скорости заполнения.

«Стоит обратить внимание на то, что в данном рейтинге представлены как построенные, так и строящиеся технопарки. Лидируют в списке, в основном, технопарки действующие, — прокомментировал генеральный директор УК «ИТ-парк Анкудиновка» Амерхан Куликов. — У нас пока ведется строительство первой очереди. Ожидается, что Нижегородский технопарк заработает на полную мощность к концу 2015—началу 2016 года. К этому времени будет введен в эксплуатацию главный производственно-лабораторный комплекс».

Лидируют в рейтинге технопарки Казани и Набережных Челнов, высокие оценки получили технопарки Новосибирской и Самарской областей, а также Мордовии. К примеру, в 2012 году казанский ИТ-парк «Идея» совместными усилиями 58 резидентов заработал 4,6 млрд руб. Поступления налоговых средств составили 580 млн руб. На площадке в Набережных Челнах 72 резидента. Ее открыли в тот момент, когда казанский технопарк перестал вмещать всех желающих.

«На сегодняшний день технопарк «Анкудиновка» насчитывает 30 резидентов, — сообщил Амерхан Куликов. — Акцент делается не на количество, а на качество резидентов. Необходимо, чтобы сфера деятельности компании, ее специализация соответствовала основным задачам технопарка: IT, биотехнологии, космические технологии, энергосбережение, машиностроение, разработка новых видов материалов. Сегодня в структуру технопарка уже входит Нижегородский бизнес-инкубатор, в результате деятельности которого в областной бюджет ежегодно поступает более 60 млн руб.».

При этом гендиректор технопарка отметил, что компаний-резидентов становится все больше, в 2013 году их число планируется увеличить до 38, в 2014 году — до 45. 

«Динамика роста пропорциональна скорости строительства главного здания бизнес-центра. Когда увеличатся площади, вырастет и число резидентов. Сегодня у нас есть заявки от компаний и возможность подняться в общероссийском рейтинге технопарков», — уверен Куликов.

Примечательно, что представители власти иногда упоминают Сбербанк России в качестве якорного резидента технопарка, который создаст 3 тыс. рабочих мест. «Строящийся комплекс Центра сопровождения клиентских операций «Волга-Сити» расположен на территории технопарка «Анкудиновка» в соответствии с соглашением о сотрудничестве между правительством Нижегородской области и ОАО «Сбербанк России» от 6 мая 2011 года. Резидентом технопарка он не является, — пояснили в пресс-центре Волго-Вятского банка СБ РФ. — Проект ЦСКО признан приоритетным проектом Нижегородской области. Строительство ведется на собственные средства ОАО «Сбербанк России».

Технопарки спасет ГЧП

Неутешительные итоги реализации госпрограммы ставят вопрос о том, эффективна ли деятельность технопарков в России. Руководитель отдела маркетинга и аналитики ИА «Интегрум» Игорь Чесноков напомнил, что к 2014 году чиновники ждали от технопарков выручку в 200 млрд руб.

«Эффективных технопарков в России практически нет. Само понятие «технопарк» в нашей стране искажено, — считает президент НП «Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции» Эдуард Фияксель. — Под технопарками у нас понимают здания с инфраструктурой. В мировой практике это среда, которая позволяет заниматься коммерциализацией инновационных бизнес-продуктов. С этой точки зрения не очень эффективно работает и самый известный из технопарков — «Идея» в Казани. Это офисный центр с дополнительными функциями. Там площади сдаются в аренду крупным компаниям, их обеспечивают инфраструктурой — интернетом, электричеством. В Новосибирске и Казани технопарки создавались раньше, чем в Нижнем Новгороде, поэтому их позиции в рейтинге Минкомсвязи более высокие. Но равняться на них не стоит, надо создавать живую систему реального технопарка». 

По мнению директора ООО «СТЭК» Дмитрия Головачева, работу технопарков можно сделать более эффективной. «Во-первых, технопарки должны быть не государственными, а как минимум создаваться в форме ГЧП, — предложил эксперт. — Частники в большей степени заинтересованы в получении прибыли, чем чиновники. Во-вторых, целью технопарка должно быть активное содействие привлечению средств инвесторов (к примеру, российских и зарубежных венчурных фондов), объем привлеченных инвестиций резидентами является важнейшим показателем эффективности технопарка. В-третьих, одним из главных критериев оценки эффективности технопарка нужно сделать объем выручки компаний-резидентов либо компаний, которые вышли из технопарка. В Казани этот показатель достаточно высок, так как создатели «Идеи» готовы вкладывать средства в человеческий капитал».

По мнению Головачева, построить за год-два систему, которая позволяла бы представителям малого и среднего бизнеса делать сложные технологические проекты, невозможно. На это требуются десятилетия, о чем свидетельствует опыт Франции и США. 

07.jpg


Фияксель-Эдуард.pngЭдуард Фияксель
Президент Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»

Ядром технопарка должен быть бизнес-инкубатор. Компаниям-резидентам с самого начала нужно обеспечить сопровождение, то есть организовать обучение, создавать систему профессиональных консалтинговых центров и так далее. Резидентов для технопарка надо выращивать. Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор — ядро технопарка — создавался по правильной схеме. Там неплохо работают с компаниями.

Нужен системный подход и подключение профессионалов к созданию технопарков. А у нас всем занимаются чиновники. Это проблема общероссийская, а не собственно нижегородская. Бизнес-инкубаторы создает Минэкономразвития, а технопарки — Минкомсвязи. Тот факт, что этим занимаются разные министерства, тоже влияет на эффективность работы.


Головачев-Дмитрий.jpgДмитрий Головачев 
Директор 
ООО «СТЭК»

Традиционно государство вкладывает средства в строительство зданий и инфраструктуры. Это важно, но недостаточно, чтобы система технопарков и бизнес-инкубаторов работала. Для технопарков важны кадровые ресурсы, формирующие так называемую инновационную экосистему. Также необходимы консалтинговые услуги, центры коллективного доступа, работающие на деле, а не на бумаге. У технологических компаний зачастую не хватает средств на дорогостоящее оборудование, а также на обучение ключевых специалистов. 

Принцип отбора резидентов для технопарков должен быть другим. Если в московском технопарке размещаются дочерние компании «Газпрома», вряд ли стоит говорить об эффективности. 

(Нет голосов)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь