Средний бизнес получит кредиты на инвестпроекты под госгарантии

Средний бизнес получит кредиты на инвестпроекты под госгарантии
Правительство Нижегородской области планирует расширить систему госгарантий для среднего бизнеса
Фото: КБ «Ассоциация»
С июля 2013 года государство в лице МСП Банка начинает выдавать гарантии для кредитования инвестпроектов среднего бизнеса. А в ближайшее время возможно подписание соглашения о сотрудничестве с правительством Нижегородской области.
Об этом 11 июля в Дзержинске, в рамках расширенного заседания совета Ассоциации региональных банков России с участием Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, рассказал председатель правления МСП Банка Сергей Крюков.

Малых становится меньше

Падение темпов роста российской экономики приводит к «вымыванию» сегмента малого бизнеса. С декабря 2012 года количество ИП в Нижегородской области сократилось на 6,8 тысячи, но в среднем по России темпы убывания идут еще быстрее — сейчас в нашей стране насчитывается около 4 млн ИП — такие данные привел начальник ГУ Банка России по Нижегородской области Геннадий Комиссаров. Не лучше ситуация с малым и средним бизнесом: по информации Сергея Крюкова, доля малого и среднего предпринимательства в объеме выданных кредитов снижается — сейчас она составляет 16,7%. При этом, когда речь заходит о причинах подобной «динамики», всегда крайними считаются банки с их высокими ставками по кредитам. На деле же это не совсем так: у нас в стране низкий уровень инвестиционной активности, неблагоприятный деловой климат, слабая работа общественных институтов, плохая защищенность бизнеса и недоверие на самом рынке, объясняет исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. А в последнее время замедляются темпы роста ВВП и промышленного производства. Если эти параметры будут улучшаться, то и ставки пойдут вниз. 

События показывают, что только финансовыми мерами проблему экономического роста не решить, говорит Сергей Крюков. «Бессмысленно требовать от банков решений тех проблем, которые от них не зависят: экономику вытянет бизнес, а не банки. Кроме банков есть и другие институты развития — судебная система, налоговая система — почему государство не требует от них работать на уровне лучших мировых практик, но требует этого от банков? Если экономика будет нормально работать, то станут снижаться и ставки, поскольку будет уходить рисковая составляющая. Мне нравится высказывание Геращенко: «Наши банки не могут работать лучше, чем наша экономика, поскольку они — ее отражение».

Государство поможет средним

Во всем мире ответственность за экономический рост несет на себе бизнес, а государство обеспечивает бизнесу комфортное существование. Мировая практика поддержки малого и среднего бизнеса — в предоставлении гарантий, а не компенсации процентной ставки по кредитам, говорит Сергей Крюков. Кредиты выдаются чаще, когда кто-то (в нашем случае государство) делит с банками риски кредитования.

Новый проект МСП Банка должен помочь средним предприятиям получать кредиты на инвестпроекты. Ранее такого механизма не существовало, теперь, имея 20% собственных средств, предприниматель может рассчитывать на получение кредита до 1 млрд рублей сроком на десять лет.

МСП Банк — дочерняя структура Внешэкономбанка, с апреля 2013 года наделенная функцией оператора по предоставлению гарантий по инвесткредитам среднему бизнесу. Механизм гарантии работает следующим образом: предприниматель подает заявку на кредит в один из банков, работающих с гарантийным фондом. Если обеспечения, которое он может предоставить, недостаточно, то банк предлагает возможность получить кредит под поручительство гарантийной организации. В данном случае речь идет о предприятиях численностью от 100 до 250 человек с выручкой от 400 млн до 1 млрд руб. Государство в лице МСП Банка обязуется обеспечить гарантию на 50% кредита, взятого предприятием, на срок от двух до десяти лет. «За МСП Банком стоит Внешэкономбанк, за Внешэкономбанком — Министерство финансов. Если не платим мы, то платит следующий по цепочке, — пояснил Сергей Крюков. — Первых сделок мы ожидаем в июле, сейчас проходят последние технические согласования по этому механизму». Размер комиссии за выдачу гарантии — 1,8%. На эти цели до 2016 года будет выделено 
14 млрд руб. по ставке 10% годовых.

«Это правильное решение проблемы, — считает Александр Мурычев, — потому что денег в стране очень много, и государство, посредством механизма гарантий, вовлекает в коммерческий оборот и средства коммерческих банков. И региональные власти, и банки будут с меньшей опаской развивать кредитную активность».

Экономика Нижегородской области не сырьевая, она основана на машиностроении и металлообработке, т. е. по сути, экономика инновационная, в ней важна модернизация производства. Поэтому поддержка МСП Банка будет востребована, несмотря на ее некоторую дороговизну, считает глава комитета по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства ЗС НО, председатель правления ОАО КБ «Ассоциация» Михаил Гапонов.

«Система гарантий бюджета — механизм хороший, но по Бюджетному кодексу региональные власти ограничены пределом дефицита: он не может превышать 15% от доходов, — рассказал и. о. губернатора Нижегородской области Владимир Иванов. — Учитывая, что этот лимит выбирается собственными заемными средствами, то на предоставление гарантий остаются очень небольшие суммы. И мы можем их выкраивать на действительно значимые проекты. Например, на строительство канатной дороги, очень востребованной у нижегородцев. Или дзержинское «Оргстекло», когда фактически банкротному предприятию мы предоставили гарантии. Оно получило кредит, и мы смогли выиграть время, за которое было создано новое производство, которое помогло заводу полностью перевооружиться: люди не потеряли работу и зарплату, мы не потеряли налогоплательщика, — говорит Владимир Иванов. — Гарантии не имеют такого риска, как прямые заимствования, невозвратность здесь очень мала, поскольку регион эти проекты постоянно сопровождает. А банки воспринимают гарантии как высоколиквидный залог. Что касается региональных гарантий, то можно выйти в ЗС НО с предложением не включать госгарантии в дефицит или включать их туда с небольшим коэффициентом». «Я думаю, что перспектива исключения объема бюджетных гарантий из объема дефицита бюджета реальна, но не в полном объеме, а скорее всего с понижающим коэффициентом», — прокомментировал Михаил Гапонов.

Мешают правила игры

Механизм гарантий, по словам Сергея Крюкова, хоть и существует давно, тем не менее мало используется. Не в каждом регионе есть сильный экономический блок, способный просчитать риски на 5–10 лет. По той же причине неохотно гарантиями пользуются и банки — сильные аналитики тоже есть не у всех. Выбирая между непрозрачным проектом и качеством кредитного портфеля, выбор делается в пользу второго. С другой стороны, есть инструкции Центробанка, в соответствии с которыми нельзя выдавать кредиты под непродуманный бизнес-план и при отсутствии достаточного обеспечения, рассказала председатель правления «Радиотехбанка» Лидия Кострова. Если малый бизнес сегодня в приоритете, то Центробанк и государство должны что-то сделать в этом направлении. Но на деле получается, что государство ситуацию только усугубляет, считает президент НБД-банка Александр Шаронов. Как иначе объяснить отмену обязательной квартальной отчетности? Если крупный бизнес все равно эту отчетность будет вести, потому что иначе им нельзя будет управлять, то для малого бизнеса отмена обязательной квартальной отчетности означает ее отсутствие как таковой. Для банков это — свидетельство усиления непрозрачности бизнес-процессов, а для бизнеса — повышенный коэффициент риска в процентной ставке. Все это приводит к сокращению сегмента малого и среднего предпринимательства. За первые пять месяцев 2013 года количество малых предприятий в Нижегородской области сократилось на 500 тысяч — и «это показатель нашей работы», прокомментировал цифры Александр Шаронов.

Правила игры, которые сейчас сложились в государстве, не дают бизнесу пользоваться перспективными продуктами банков в полном объеме, соглашается председатель правления ТПП НО Дмитрий Краснов. По его словам, общая экономическая нестабильность (например, в налогообложении) не позволяет предпринимателям выдерживать параметры бизнес-плана, рассчитанные изначально. Но главные проблемы — непрозрачность проектов и неграмотность заемщиков. «У многих из них нет кадров, чтобы правильно составить баланс, но это не единственная причина, — рассказывает Лидия Кострова. — Мы ездили по области, представляя там наши программы. По результатам поездки количество заявок на кредиты возросло кратно, но при этом выдачи не было совсем. Почему? За ответом мы пошли в бизнес-инкубаторы, поскольку там собираются умные люди, у которых есть продукты и бизнес-планы. В результате мы выяснили, что даже те, кто сидит в бизнес-инкубаторах, тоже не могут получить деньги, поскольку они не могут ответить на вопрос: кому они будут продавать свою продукцию».

Другими словами, сегодня не стоит демонизировать банковскую систему, сводя проблему к тому, что нужны дешевые длинные кредиты, рассказал журналистам председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Лебедев. Чтобы ситуация изменилась, надо работать над всей системой отношений «государство — банки — бизнес» — это должны быть совместные усилия, в том числе и со стороны бизнеса.

(Нет голосов)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь