«Повзрослевший» Арсенал

«Повзрослевший» Арсенал
В Волго-Вятском филиале Государственного центра современного искусства новыми выставками и экспозициями отметили очередной день рождения.
Возраста совершеннолетия Арсенал достиг год назад. Тогда в качестве отчета о деятельности за истекший период приводились цифры роста: центром в Нижнем Новгороде было организовано 111 выставок, их посетили сотни тысяч человек, запущены новые образовательные и исследовательские проекты, а итогом многолетнего ремонта стало открытие нового дома современного искусства, где на 7000 кв. метрах разместились выставочные галереи, киноконцертный зал, лекторий, медиатека, кафе, музейный магазин.

В этом году Арсенал отмечал уже свой 19-й день рождения. По такому случаю для друзей (а их немало, что еще раз доказало испытание субботним днем и жарой за 3 градусов) была подготовлена специальная праздничная программа. Этот долгий и необычный день вместил, казалось, все, чему Арсенал научился сам и чему готов научить всех желающих, все, чем он умеет удивлять, привлекать, заинтриговать…

С раннего утра занятия по йоге, потом мастер-классы для детей и взрослых на знаменитой арсенальской скамье, которые проводили художники Лера Лернер и Александр Лавров, ближе к вечеру гостей ждали выступления музыкальных коллективов под музейными сводами и аудиовизуальная программа со световой инсталляцией во дворе Арсенала (замечу, что неделей раньше была сделана попытка превратить это пространство в театральную площадку — тогда здесь представили совместный российско-французский проект, спектакль «Наши бабушки»). 

В тот же день в ГЦСИ состоялось открытие сразу двух выставок — «Жизнь живых» и «Белое море. Черная дыра».

Автор первой, художник Павел Отдельнов, который давно живет и работает в Москве, родился в Дзержинске, вырос в поселке по соседству с двумя химическими предприятиями, у которых даже названий не было, только номера. Там работали три поколения его семьи. Так что эта выставка для Отдельнова — не просто ностальгия по прошлому, но результат своеобразного историко-художественного исследования. Сопоставление в рамках одной экспозиции пожелтевших вырезок из газет, старых фотографий, документов того времени с картинами сегодняшнего дня — это, по словам самого художника, «попытка найти пересечения личной и исторической памяти». А самые глубокие и горькие отметины этой памяти — те самые «Белое море» и «Черная дыра», которые и дали название выставке, — полигоны захоронения химических отходов, знаменитые тем, что они крупнейшие в Европе.

Другая выставка — «Жизнь живых» — представляет собой новый масштабный проект, посвященный отношениям искусства и города. Предметом исследования кураторов Алисы Савицкой и Артема Филатова стал исторический центр Нижнего Новгорода, все составляющие которого — люди, растения, животные и уходящая деревянная архитектура — рассматриваются как единая экосистема, живущая в сложной системе взаимодействий и взаимопроникновений. В экспозиции вместе с работами нижегородцев представлены произведения из коллекции Государственного центра современного искусства (Москва), которые по теме, форме или материалу созвучны городскому пространству Нижнего Новгорода. Впервые в таком объеме в Арсенале показаны произведения художников с мировыми именами (Я. Кунеллис, Ш. Балкенхол, Э. Вурм, А. Родченко, Б. Турецкий, Г. Юккер и др.) 

Особым разделом в эту экспозицию вошел проект «Живой уголок», посвященный еще уцелевшим образцам деревянной архитектуры старого Нижнего. Это фотографии «уходящей натуры» и фрагменты дверей, бережно собранные художником Александром Лавровым. Все это пока еще живо, хотя и неизвестно, сколько пробудет с нами, но существует уже в городском пространстве на правах экзотической диковинки. 

Впрочем, совсем не случайно программа, которой Арсенал отметил свой очередной день рождения, выглядела столь разноформатной и, на первый взгляд, эклектичной.
Анна Гор, директор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства, поясняет:

— День рождения — это серьезный повод подумать над самым сложным для нас вопросом о самоидентификации. Мы хотим понять: кто мы? То ли музей, то ли инкубатор для художников, то ли просветительский центр для самых маленьких? А поскольку все это и еще многое другое присутствует в жизни Арсенала, то складывается новая интересная, на наш взгляд, концепция полифункционального пространства, где есть многое и для всех. И вот этот посыл — «Арсенал — для всех» — для нас сейчас самый главный. Но во всем этом мы не хотим потерять ноту серьезности и сложности. Потому что искусство — это сложно, и мы хотим объяснить зрителю, что надо весело и легко узнавать сложное. Это наша задача как минимум на следующие 18 лет. 

(Нет голосов)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь