А слаще не становится

А слаще не становится
Бесконечные «надо, надо, надо» по отношению к малому бизнесу, как «халва, халва, халва»…
На минувшей неделе состоялось заседание Государственного совета под председательством Владимира Путина, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства. Может быть, впервые за все время обсуждений нынешнее заседание опиралось на кропотливую предварительную работу по изучению проблем российского малого бизнеса.
В мае уже далекого 1988 года был принят Закон «О кооперации в СССР», открывший дорогу официальному предпринимательству и малому бизнесу. С тех пор о необходимости развивать и поддерживать малый бизнес говорится с завидным постоянством. Вот и на заседание Государственного совета 7 апреля под председательством президента круг озвученных проблем и предложений практически ничем не отличается от всех предшествующих обсуждений. 

Суть всех предложений можно свести к нескольким привычным тезисам:

— малый бизнес в России необходимо развивать;

— государственную поддержку необходимо расширять;

— надо обеспечить доступ малого бизнеса к дешевым и доступным кредитам;

— надо облегчить доступ малого бизнеса к государственным закупкам и напрямую, и через крупные компании и госкорпорации;

— надо снизить налоговое бремя на малый бизнес в обмен на создание новых рабочих мест;

— надо обеспечить правовую защиту, в том числе от излишнего административного рвения государственных и силовых структур…

Понятно, что все озвученные предложения правильны. Но вот уверенности, что они будут реализованы на практике, почему-то нет. И для этого есть свои причины.

Во-первых, опыт развития малого бизнеса показывает, что как только он начинает укрепляться финансово, по нему наносится очередной удар. Например, в 2013 году повышением отчислений в Пенсионный фонд было «ликвидировано» около 400 000 организаций малого бизнеса. 

Во-вторых, чисто психологически или «генетически» у населения остается негативное восприятие предпринимателей, которых долгие десятилетия в наших учебниках и фильмах отождествляли с кулаками и нэпменами, с кровопийцами трудового народа, позднее с валютчиками и спекулянтами. По оценкам историков, даже в 60-е годы было расстреляно не менее 3 тысяч человек как спекулянтов и валютчиков. 

В-третьих, при всех усилиях создать благоприятную среду малый бизнес на протяжении многих лет не развивается ни количественно, ни качественно. Так, по данным доклада, представленного на Госсовете, число малых предприятий в России равняется 5 млн, а число занятых на малых предприятиях равно 18 млн человек. В Нижегородской области число предприятий малого бизнеса находится в районе 120 000 при числе работающих 600 000 человек. Эти цифры стабильны уже несколько лет с несущественными подвижками в ту или иную сторону.

Дело в том, что сама экономическая система, ее структура и модель управления исключают развитие частной инициативы, не допускают появления самостоятельного среднего класса, способного существовать без разрешения и поддержки государства. Точнее, чиновника, который в сегодняшней России уверен, как знаменитый Людовик, что «государство — это я». Многие исследователи сегодня констатируют построение в России чиновнического государства, где чиновники посажены на кормление, как в старые добрые времена. 

Умение чиновников обойти любое, самое замечательное решение в пользу малого бизнеса даже не удивляет уже. Скажем, решено, что определенный процент госзаказов должен реализовываться через малый бизнес. И вот уже родственники чиновников открывают множество фирм малого бизнеса и выигрывают конкурсы и аукционы. Тот же Владимир Жириновский приводит пример из Архангельской области, где тендер выиграла фирма, не имеющая ни средств, ни необходимых ресурсов для реализации заказа на очистку и содержание дорог. В результате дороги не чистятся, жители недовольны, бюджетные деньги истрачены. Фирма оформлена на сожительницу одного из депутатов. Наверняка это не единственный пример на просторах России.

Не случайно многие предприниматели говорят: да не надо нам помогать, хотя бы не мешайте. 

Малый бизнес — это подвижный, активный бизнес, он действует в заведомо конкурентной среде. Так, из окна моей квартиры я вижу в близлежащих домах три продуктовых магазина, три медицинских центра, три фитнес-центра, три парикмахерских и косметических салона. Огромные площади первых этажей многоквартирных домов полностью укомплектованы предпринимательскими структурами. Неудивительно поэтому, что его боятся даже представители крупного родственного бизнеса. Недавно в СМИ приводился характерный пример: нижегородец пытался получить разрешение на мобильную торговлю свежим хлебом, который он сам же и выпекал. Городская дума такого разрешения не дала, во многом благодаря противодействию представителей одного из хлебопекарных заводов.

Проблемы малого бизнеса вызывают острую, порой агрессивную реакцию у представителей малого бизнеса. Так, размещение в сети Фэйсбука Георгием Князевым рассуждений о налогообложении малого бизнеса в течение суток вызвало бурное обсуждение не менее полусотни участников. И надо отметить, что проблемы-то обсуждались те же, что на Госсовете. А это значит, что понимание проблем в обществе адекватное.

В большинстве развитых стран малый бизнес является основой экономического развития и его доля в ВВП достигает 60%. Нам еще только предстоит достичь подобных высот. Но, по-моему, задача вовсе не в том, чтобы догнать Запад. Это неправильная постановка вопроса. Напоминает одну из известных апорий древнегреческого философа Зенона — «догонит ли Ахилл черепаху». Ахилл догнать черепаху, согласно Зенону, не сможет. Так и наша экономика, если будет продолжать догонять — обречена на дальнейшее отставание. Ведь догонять — значит повторять путь других. Для реального развития нужны новые решения, опирающиеся на достижения нашей науки, в том числе в области управления. И наиболее приспособлен для восприятия инноваций именно малый бизнес. 

Вопрос только в том, кто отважится грудью своей прокладывать для него дорогу. Кто рискнет сделать на него ставку и в режиме ручного ли управления или системной проектной работы приведет область, район или город к реальным результатам? 

В создании условий для развития малого бизнеса требуется качественный прорыв. Иначе ни о каком вхождении России в клуб наиболее развитых экономик мира не может быть и речи. Так что требуются герои, в том числе и из среды чиновников. Готовы они на такие подвиги?

(Нет голосов)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь