Игорь Альтшулер: «Сегодня время мародеров и имитаторов»

Персона номера
Комментарии
Игорь Альтшулер: «Сегодня время мародеров и имитаторов»
Фото: Сергей Захаров
Известный российский бизнес-аналитик и автор книг о стратегии и маркетинге считает, что нужно быть большим оптимистом, строя наше светлое будущее. Впереди кризис, но только он принесет экономике исцеление от немощи.
Игорь, вы общаетесь с массой делового люда и наверняка знаете, чего бизнесу не хватает — денег, власти, свободы?

— Бизнесу не хватает веры. Когда на его глазах постоянно кого-то раздевают и разувают — Сталина, коррупционеров, эпоху — происходит разрушение ценностей. Вожди, кумиры, идеалы — пустышки! Все было фальшивкой? И вот уже пустота в душах. Теряется вера в партнеров, сотрудников, человечество в целом. Рушится доверие к власти. 

А еще предпринимателям не хватает терпения. В бизнесе должны работать марафонцы, это не дело спринтеров — пробежал 100 метров и спекся. Бизнес, даже малый, — для тех, кто умеет менять темп, кто умеет видеть свет в конце тоннеля.

Сейчас время мародеров и имитаторов, а не марафонцев. Модно хапнуть! Модно жить здесь и сейчас. Торопись, неизвестно — наступит ли завтра. Вот философия дня. 

Что еще страшно — стремление получить гражданство чужих государств, учение детей в других странах. Ничего бы плохого, кажется, если б не массовость явления. Почти все наши министры иностранных дел, за исключением Примакова, живут за границей. Бессмертных в Америке, Козырев в Америке, Панкин в Швеции, Иванов в Испании, Шеварнадзе в Грузии. Назовите хоть одну страну, где бы министры, отошедшие от дел, так не уважали свое Отечество. Бывшие члены Совета безопасности, между прочим. Призывай после этого к патриотизму и возврату активов. Обратите внимание — все споры у нас идут на инструментальном уровне. Например, ЕГЭ — хорошо или плохо? Но ЕГЭ лишь инструмент. А какой человек, какой специалист нужен стране? 

Экономика производна. Переворот происходит в мозгах. Даже при сталинском терроре далеко не все вкалывали из‑за страха. Советский энтузиазм не выдумка. Как тогда пели: «все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц». Кто и куда стремит «полет» сейчас и кто от души вкалывает на своих хозяев? 

Телевизору не верим, ладно, но когда друг другу… Налицо глубокий нравственный кризис, уж извините за пафос. И с идеологией — беда.

Именно с этим связана расхлябанность государственной машины, расхлябанность жуткая. Когда Минфин говорит одно, Минэкономики другое, а Центробанк третье, это уже не машина, а скорее самокат. Вертикаль власти успешно справилась с региональными баронами, но более сложных экономических задач не решила. 

Подождите, а при чем здесь бизнес-аналитик? Он же не психотерапевт!

— Он психолог. Часто люди, достигшие успехов, начинают разводиться, раскалывать компании. Один хочет купаться в Красном море, а другой «пахать» дальше. Вместе 10–15 лет. И кардинально по-разному смотрят на свое будущее. Как быть? 

Малому бизнесу бизнес-консультант вряд ли нужен. Там как мальки — из десяти один выживает за счет характера, воли, везения. Там нужны азбука и букварь. Консалтинг же нужен среднему и крупному бизнесу, людям, которые уже научились зарабатывать деньги. У них возникают ценностные вопросы — что дальше?

У них нет спарринг-партнеров, а хочется обсудить планы, идеи. Подчиненные прогибаются. С конкурентами «за жизнь» особенно не поговоришь. Нужен человек, примерно равный тебе по опыту, по мозгам, с которым можно безбоязненно поговорить и который смеет сказать: все это фигня и объяснить, почему фигня. 

Консультант задает простые, но неожиданные вопросы. Пример. Владелица бизнеса испытывала дискомфорт от общения с заслуженным топ-менеджером, которому была многим обязана «А вы уверены, что бывают только бессрочные договора?» — спросил я ее. И она молниеносно приняла решение. Оказалось, выгоднее было для обоих с почетом проводить человека на повышенную персональную «пенсию». Не надо путать чувство долга и интересы дела.

Я мыслю другими горизонтами и даже вывел закон имени себя. Чем лучше кто-нибудь работает, тем ему стратегически будет хуже. Представьте, ваше производство вырастает в сто раз, а спрос в сто раз больше не стал. На первый план выйдут коммерсанты. Научились продавать, а потребитель погнался за модой. И на передовой уже маркетолог, который пытается предсказать, что будет завтра, а потом придут философы, а потом … В общем, чем лучше вы работаете, тем быстрее вас заменят. Шутка шуткой, но проверьте на практике. Закон работает.

Моя основная тема — это соответствие человека его бизнесу. Скажем, человек — «заяц» по сути, а бизнес у него нервный, рисковый. Зайчик не спит, у зайчика инфаркт. Или наоборот — энергичный сильный «волк» залез в какую-то тихую заводь. Ему скучно, депрессия, запой. Шел бы ты отсюда, милый, хочется ему сказать, не нужны тебе дебри бухгалтерские, предприниматель ты по нужде, а по природе охотник…

Все мои слушатели и в Москве, и в Казахстане, где я преподаю, люди опытные — топ-менеджеры крупных и средних компаний или собственники. Для многих курс маркетинга и стратегии становится ключевым. И вот почему.

Да, прибыль — это аплодисменты рынка, кто спорит. Однако, погнавшись за ней, в азарте можешь проскочить важные явления. Пример. Вы производите пишущие машинки, прибыль растет, но вы вовремя не обратили внимание на то, что началась компьютерная обработка текстов. И вместе с прибылью вылетели в никуда…

Стратегия — это не цифры и графики. Это процесс постоянного постижения реальности, предугадывания того, что с ней будет дальше, это процесс постоянного изучения себя. Есть замечательное определение: стратегия — это лепка. Что скульптор делает? Он лепит! Разработка стратегии неотделима от ее реализации. Вы скульптор своего успеха. Но надо почаще приподниматься над своим бизнесом, чтобы вид сверху освежал карту местности в голове. Поэтому мы с клиентами часто «витаем в облаках». Моя задача — освободить их от пут шаблонов и стереотипов. 

В советах директоров тоже «витаете»?

— Нет-нет, тут все гораздо жестче. Повестка дня, проекты решений, отчет, план, статистика. Я часто беру на себя ведение совещаний, чтобы задать регламент, который помогает за час решить любой вопрос, а не растягивать обсуждение на весь день. Там я методолог. Хотя нередко занимаюсь и здесь любимой работой. Просто смотрю на коллег и задаю вопросы. Вот они рисуют агрессивную стратегию, а сами люди комфорта и надежности. Чего это ради они кинутся в бой? 

Критерий оценки вашей работы? 

— Оценка только одна — позвали в следующий раз, значит, я собственнику чем-то помог. Я не эксперт, который говорит, что надо так или эдак. Я консультант, который наводит руководителя на мысль, будит ее. Если он глубже осознал свой бизнес или свою роль в нем, что ж, мы хорошо потрудились вместе.

Проясните ситуацию с кризисом: был, есть, будет?

— На мой взгляд, была только сильная угроза. Но не случилось никакой перестройки экономики и политики. Власть отодвинула кризис по времени, закидав его ничем не обеспеченными деньгами. Как по Салтыкову-Щедрину: сидели они день, и сидели ночь, и думали, как сделать убыточное хозяйство прибыльным, ничего в оном не меняя. Не так давно большие люди попросили меня написать статью к большому конгрессу о модернизации в России. Я написал, что невозможна она в нынешних условиях. И меня похвалили! Выходит, никто всерьез не воспринимает ни саму модернизацию, ни то, что о ней пишут. Опять имитация.

Кризис будет. Серьезный, системный, и, возможно, именно он заставит нас заняться, наконец, обустройством страны. Не может же государство такой величины все время жить только на сырьевых ресурсах. Сроки не назову, не знаю.

Ваш «стратегический» совет читателям «Биржи».

— Если вы в малом бизнесе — цепляйтесь за клиентов, изучайте и как можно полнее удовлетворяйте и предугадывайте их потребности. Если середняки или крупняк — прислоняйтесь к государству. Есть еще вариант — работать на западные компании, но тут ждет опасность — сыграть роль «раба» или «иностранного агента». 

Какой смысл в воплях «Долой!» и «Караул!»? Могу сравнивать — недавно вернулся из Астаны. В Казахстане — гигантское строительство. Они знают, чего хотят. Мы же торопимся вперед, к плановым цифрам. Однако скорость не имеет значения, если не знаешь, куда и ради чего. Вопрос о ценностях и целях — стратегический. Он связан с верой и доверием.


Справка

Игорь Альтшулер — математик, бизнес-аналитик, член совета директоров целого ряда производственных и торговых российских компаний, автор и соавтор 12 книг на русском и английском языках о бизнесе, стратегии и маркетинге, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, ведущий курсов DBA в Международной академии бизнеса Казахстана, научный руководитель бизнес-школы Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде. 20 лет консультирует собственников — владельцев бизнеса. Участник многих международных форумов и конференций, ведущий круглых столов и спор-площадок. Пишет стихи, увлекается фотографией, коллекционирует черепах. Родился и учился в Нижнем (40-я школа, мехмат ННГУ). Женат. Дочь за границей, менеджер. Сын в науке и бизнесе. 

(Нет голосов)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь