Анна Гор и Арсенал современного искусства

Анна Гор и Арсенал современного искусства
Фото: Вячеслав Сенников
Лет семь назад, когда еще в Арсенале вовсю шли строительные работа, мы с Анной Марковной Гор отправились на экскурсию по будущему выставочному комплексу. Ловко прокладывая путь между бесчисленными кучами мусора и взбираясь по каким-то не очень надежным временным лестницам, она показывала, где тут разместится медиатека и каким будет концертный зал. Не очень-то верилось тогда в это светлое будущее. А потом, в 2011 году, было открытие первой очереди Арсенала. Здесь побывали уже тысячи посетителей. Но работы в большей части здания все еще продолжались, конца и края им, казалось, не будет…
И вот в феврале 2015-го мы с директором Приволжского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Анной Марковной идем на экскурсию уже по новому и полностью готовому к открытию пространству Арсенала.

Превращение здания Арсенала из склада Министерства обороны в выставочный комплекс заняло более 15 лет. Как пришла мысль начать эту поистине титаническую работу? Ведь «Кариатида», нижегородский центр современного искусства, который вы в свое время основали вместе с Любовью Сапрыкиной, и без того вполне успешно работал, выставки проводил…

— Мы очень быстро поняли, что у искусства должно быть место. И что люди ходят не на выставки, организованные какой-то «Кариатидой», а в музей или выставочный зал. Стены многое определяют. 

А что, по-вашему, значат стены Арсенала?

— Эти стены напоминают зрителю о существовании истории, а значит, и о том, что нет никакого отдельного, непонятно откуда взявшегося современного искусства. Есть искусство, которое в какой-то момент актуально, а со временем становится классикой или не выдерживает испытания временем. 

С чего же все начиналось?

— Подсказала нам идею Наталья Николаевна Бахарева, один из лучших, на мой взгляд, специалистов по охране исторического наследия, великолепный знаток архитектурных памятников. Она первой предложила обратить внимание на Арсенал — он разваливался, а Минобороны не планировало восстанавливать этот памятник, как он того стоит. 

Мы увлеклись этой идеей, и в 2000 году организовали первый семинар «Как нам сделать Арсенал?», где попытались выработать концепцию. В том семинаре принимал участие Евгений Асс, и с тех пор у нас уже не было сомнений, кто будет архитектором Центра современного искусства в Нижнем. Двенадцать лет спустя он, вместе с архитектором Александром Епифановым, получил престижную премию The Art Newspaper Russia за проект реставрации Нижегородского арсенала.

Задача не была простой: предстояло памятник федерального значения приспособить под центр современного искусства, воссоздать внешний облик здания в первоначальном виде и в то же время сделать так, чтобы памятник открылся сегодняшней культуре, чтобы современное искусство могло органично существовать в нем. 

Напомню: это был склад Министерства обороны, здесь стояли стеллажи 
от пола до потолка высотой пять метров, и на них лежали штабеля стратегических карт. Так что все это вывозили уже на наших глазах.

Мы разбирали завалы, проводили противоаварийные работы, параллельно шел процесс разработки проекта — причем нужны были отдельные проекты для инженерной реставрации, для приспособления, проект конструктива здания, а потом надо было все это совместить — на это ушли почти четыре года. А в 2007 году приступили уже к основным работам. Практически пришлось вынуть всю начинку из старых стен и внутри них построить новое здание, но так, чтобы ощущение старых стен не нарушилось, а сами стены при этом не упали. 

Одних свай по периметру здания, которые укрепляют фундамент, нужно было забить 668. А потом внутри них был вынут грунт и забетонирован объем, получился подвал с метровой толщины стенами. Там разместятся гардероб, репетиционный зал, различные хранилища, мастерские и даже ресторан, потому что отдавать под это выставочное пространство просто жалко. 

В какую сумму в итоге обошлась реконструкция?

— Около миллиарда рублей, но это за все 11 лет, что велись работы.

Кто работал над тем, чтобы проект «Арсенал» был реализован?

— Сотни и сотни людей, без преувеличения. Хочу назвать основных участников стройки: генподрядчик Владимир Анатольевич Молоканов и созданная им реставрационно-строительная организация СМУ-77, они были с нами с 2007 года. А до этого Юрий Михайлович Титов со своей фирмой работал на объекте. Кроме того, здесь было занято огромное количество субподрядчиков, выполнявших специальные задачи. Ведь комплекс Арсенала обладает уникальной инженерной инфраструктурой: здесь функционирует 16 автономных систем: воздухообмен, кондиционирование, противопожарная защита, охранная сигнализация, электро- и водоснабжение, оптоволоконные коммуникации, лифтовое хозяйство. Для каждой нужен был отдельный проект, и каждую нужно было смонтировать и отладить.

Поэтому обязательно устроим для всех, кто создавал новый Арсенал, торжественный прием по случаю завершения работ. Вот только перережем ленточку. Это будет наш общий праздник.

Так за разговорами мы через анфиладу залов из левого ризалита (ныне функционирующей части здания) прошли к его центру — атриуму. Это центральная площадка Арсенала, большое двусветное пространство. Одну из его стен целиком занимает большое полотно Сергея Шутова (он, как минимум, знаком публике в качестве художника фильма «Асса»). Полотно действительно большое, на всю высоту атриума, площадью 80 кв. м. «Почти в два раза больше, чем известная картина Маковского», — с улыбкой замечает Гор. Посвящено оно знаменитой петле Нестерова, в которой автор видит символ прорыва в будущее.

Дальше, за атриумом, если двигаться по направлению к правому ризалиту, тому, что ближе к Дмитровской башне кремля, начинается собственно выставочное пространство. 

Чем будут заполнены семь тысяч квадратных метров пространства Арсенала?

— Две тысячи — это собственно экспозиция, а все остальное отдано сопровождающим искусство способам коммуникации и познания: лекториям, медиатеке, детскому центру, где тоже будет идти важная для нас работа.

На вопрос «Зачем в Арсенале детский центр?» я всегда отвечаю: «Если его не будет, то через несколько лет к нам некому будет приходить». 

А теперь о новой экспозиции, Она, как я понимаю, уже практически готова? 

— Художники, чьи работы представлены в Арсенале, очень разные, хотя объединяет их, пожалуй, то, что все они наши соотечественники. Это и мэтры современного искусства, и представители среднего поколения, которое, возможно, еще недостаточно знакомо широкой публике, есть и работы молодых нижегородских художников. Хочу также отметить, что представленные произведения так или иначе связаны с «местной» тематикой, хотя и представляют ее не всегда привычными средствами современного искусства.

Вот эта часть экспозиция — она называется «Радиообзор» — посвящена Нижегородской радиолаборатории и ее сотрудникам. 

Далее зал, посвященный Карелину и Дмитриеву, хотя в нем нет их работ. Зато представлены линии творчества этих фотохудожников, кстати, абсолютно разные, которые каждый из них разрабатывал: одна была ориентирована на документалистику, вторая — карелинская — связана с выявлением живописных основ фотографии.

А вот эта работа посвящена первой в России женщине-врачу Надежде Сусловой, которая имела практику как раз в Нижнем Новгороде.

И еще на один экспонат хочу обратить ваше внимание — это театральный костюм, сделанный по эскизу Малевича к опере «Победа над солнцем». Ну, а подробности того, почему он у нас выставлен и как связан с Нижним Новгородом, раскрывать не буду — для этого стоит прийти в Арсенал.

Экспозиция, разумеется, будет меняться, но эта выставка пробудет здесь долго, примерно полгода. 

Проблем с тем, чем заполнять тысячи квадратных метров новых выставочных площадей, не возникнет?

— Если вас интересует, найдем ли мы достаточно достойных внимания экспонатов, то ответ — бесспорно. А вот если говорить о том, будут ли средства на то, чтобы их показывать, то не всё так просто, и рассчитывать здесь нам придется только на свои силы. Бюджетных денег едва хватит на оплату освещения, отопления и других коммунальных услуг. На все остальное мы должны заработать сами. Поэтому под сводами Арсенала разместятся и бар (там, кстати, будет выставка, рассказывающая об истории реставрации этого здания), и книжный магазин, в котором можно будет купить издания по искусству и наши «фирменные» сувениры, и лекторий, и концертный зал. Если мы сумеем поставить дело так, что к нам будут приходить люди, которые, как это ни прозаично звучит, захотят потреблять наши услуги, то есть оставлять здесь свои деньги, тогда появятся и средства.

Билеты в «новом» Арсенале станут дороже?

— Совсем немного. Если прежде билет, как правило, стоил 100 рублей, то сейчас это будет 150 рублей и 75 — льготный. Разумеется, это не исключает возможности прийти к нам в среду, которая останется по-прежнему планово бесплатным днем.

У Арсенала есть добрые ангелы-хранители, которые помогают, в том числе, и финансово?

— Есть, их немало, но они не всегда хотят, чтобы мы называли их имена. Поэтому мы в ближайшее время планируем организовать «Клуб друзей Арсенала», члены которого, внеся, не скрою, приличный вступительный взнос, получат право бывать бесплатно не только на всех наших публичных событиях, но и посещать закрытые предпоказы выставок, обсуждения, встречи с нашими наиболее интересными гостями в узком кругу.

Вопрос, который всех, наверное, интересует: когда открытие нового Арсенала?

— Это зависит уже не от нас: Арсенал — филиал федерального учреждения, Государственного центра современного искусства, поэтому открытие не может состояться без высоких московских гостей. График у них напряженный, так что, пока он не согласован, — ждем.

12.jpg

(Нет голосов)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь