Комментарий
Комментарии
«Мое ощущение - школа устала от перманентного реформирования»
«Мое ощущение - школа устала от перманентного реформирования»
Президент ОАО ГАЗ
У меня складывается ощущение, что школа устала от перманентного реформирования, причем многое не доделано, забыто, носит характер «кампаний», да и не слишком велика зарплата учителей, чтобы постоянно держать их в состоянии эмоционального и интеллектуального перенапряжения.  

В вопросе об «оптимизации системы образования или оптимизации системы финансирования» следует «или» заменить на «и», поскольку это взаимообусловленные понятия. Конкретизируя направления оптимизации и обновления, а это тоже взаимообусловленные понятия, выделю следующие моменты:

До сих пор не устранена перегруженность учебных планов и программ предметами и сведениями, не имеющими фундаментального и практического значения. Особенно это касается курсов естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Замечательно, что вернулись к линейному принципу построения исторических дисциплин. Надеюсь, это поможет детям в освоении сложнейших исторических процессов и снизит перегрузку, включая эмоциональную.  

Несмотря на заявленную профильность образования в старших классах, возможность выбора предметов у детей ограничена. Необходимо ввести разделение на подгруппы не только по физкультуре, иностранному языку, информатике, но и прежде всего по математике, физике, русскому языку, без этого нельзя индивидуализировать учебную работу, а это деньги и не малые. 

Очень важно обеспечить на уровне функциональной грамотности знание иностранного языка, для этого нужны новые методики, технологии, люди и вновь деньги. Постоянно слышу разговоры о дифференциации и индивидуализации образования. Согласен, следует формировать индивидуализированные программы и графики обучения с учетом особенностей детей, но это не должно просто лечь на плечи школ или стать очередной декларацией - нужна особая программа и дополнительное финансирование. 

Настало время изменить и формы оценки, уйти от 4 - бальной шкалы. Думается, пагубное влияние на детей оказывает и так называемый «средний балл»: «3,5» это не «4», а «4,5» не означает отличных знаний по предмету. Качество образования такими уловками не подправишь! Хорошая форма «портфолио достижений», во многом оправдывает себя и единый государственный экзамен. Наверное, можно взять и опыт зарубежной школы. 

Сложно отношусь к кампании по оптимизации школ в плане структурных изменений - присоединения, сокращения... У меня складывается ощущение, что школа устала от перманентного реформирования, причем многое не доделано, забыто, носит характер «кампаний», да и не слишком велика зарплата учителей, чтобы постоянно держать их в состоянии эмоционального и интеллектуального перенапряжения. Тем не менее, учитывая успешный опыт многих российских регионов по созданию школ- комплексов, должно осуществить подобный эксперимент на базе наиболее стабильно работающих образовательных учреждений города, используя различные варианты. Полагаю, что именно школа - комплекс наиболее разумный способ оптимизации.  

Например: Автозаводский район - МБОУ "Лицей №165". Если увеличить учебно-производственные мощности Лицея и построить дополнительное здание, где разместится начальная школа Лицея и Центр дополнительного образования, то это не только сделает более комфортными условия пребывания детей в школе, но и позволит увеличить контингент учащихся не менее чем на 300 человек. По существу, это ввод еще одной школы, которая развернет свою деятельность, в отличие от новой, без неизбежно длительного адаптационного периода, со значительной экономией средств на содержание административного, административно­-технического аппарата. Возможностями Центра дополнительного образования могли бы воспользоваться дети из других школ района. Ввод подобного комплекса завершил бы модернизацию всей инфраструктуры Лицея и сделал бы ее, с учетом уже функционирующего ФОКа, уникальной не только в городе и регионе, но и в стране. Таких школ в нашем городе не мало.  

Данное предложение полностью соответствует ласти образования, которая предусматривает повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятие в малых группах, самые разные формы работы с детьми. Вот такие Центры, о которых я говорил на примере Лицея №165, где помимо основных образовательных программ будут широко реализовываться программы дополнительного образования, смогут стать достойным ответом на вызовы времени.

Реформы - дело замечательное, но необходимо бережно сохранять достижения прошлого. Нельзя отказываться от лицейского и гимназического образования - это наша великая традиция. Раньше было федеральное положение, определяющее статус данных образовательных учреждений и особые правила приема в них. Сейчас их существование весьма затруднено. Думаю, что при поступлении в эти заведения у родителей должна быть одна преференция - талант детей. Государство обязано оказывать поддержку таким детям со школьной скамьи. Для начала можно бы разработать добротный нормативный документ у нас в городе и области. А вот спекуляцию с прописками в домах по закрепленной за лицеями и гимназиями территории следует прекратить немедленно.  

Это выступление Н. А. Пугин подготовил к совместному заседанию Общественного совета «Биржи» и Нижегородского эксперт ного клуба по проблемам образования, которое походило в МедиаСтрайк-холле 17 августа.

(Нет голосов)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь